Социально-психологическое тестирование
«Ежегодно во всех образовательных организациях проводится всероссийское тестирование социально-значимых характеристик личности современных школьников и студентов. Тестированию подлежат обучающиеся всех без исключения общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, а также образовательных организаций высшего образования.
Результаты тестирования позволяют определить, как наиболее сильные и ресурсные особенности личности обучающихся, так и особенности поведения в стрессовой ситуации, различные формы рискового поведения. Анализ результатов тестирования поможет организовать профилактические мероприятия для обеспечения психологического благополучия личности обучающихся, оказать им своевременную психолого-педагогическую помощь и поддержку».
С 2019 года для проведения социально-психологического тестирования обучающихся используется Единая методика (далее ЕМ СПТ, Методика), разработанная Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации.
В основу ЕМ СПТ положен методический комплекс, разработанный в МГУ им.М.В.Ломоносова в 2015г. и доработанный сотрудниками ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» и ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет».
Методика является опросником, содержит 130 утверждений, для тестирования обучающихся 7 – 9 классов. Методика осуществляет оценку вероятности вовлечения в аддиктивное поведение на основе соотношения факторов риска и факторов зашиты, воздействующих на обучающихся. Выявляет повышенную и незначительную вероятность вовлечения в зависимое поведение.
ЕМ СПТ применяется для тестирования лиц подросткового и юношеского возраста с 13 лет.
Результаты социально-психологического тестирования рекомендуется использовать в качестве диагностического компонента профилактической деятельности образовательной организации. Данные, полученные с помощью методики, позволяют оказывать обучающимся своевременную психолого-педагогическую адресную помощь.
ЕМ СПТ не используется для оформления заключений о наркотической или иной зависимости обучающегося.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЕМ СПТ:
- Научность. Все результаты и выводы, получаемые с помощью методики, формируются на основе научных подходов и подтверждаются статистическими методами обработки данных.
- Конфиденциальность. Каждому обучающемуся, принимающему участие в тестировании, присваивается индивидуальный код участника, который делает невозможным персонификацию данных. Список индивидуальных кодов и соответствующих им фамилий хранится в единственном экземпляре в образовательной организации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2007 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
- Добровольность. Тестирование обучающихся проводится при наличии информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании самих обучающихся достигших пятнадцатилетнего возраста, либо одного из родителей или законного представителя, если обучающийся не достиг данной возрастной категории.
- Достоверность. В методике используется трехступенчатый алгоритм селекции недостоверных ответов, что позволяет исключить результаты обучающихся, отвечающих на вопросы не откровенно или формально.
Правовые основы проведения СПТ
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 февраля 2020 г. N 59 и совместный Приказ министерства здравоохранения Иркутской области и министерства образования Иркутской области от 27 июля 2021г. №15-мпр/49-мпр «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия при проведении социально-психологического тестирования и профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в Иркутской области»
- п. 3 статьи 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"